Типы, принцип работы и уход за сцеплением
Тракторное сцепление Сцепление широко используется на современных тракторах в различных механизмах. Его устанавливают между двигателем и коробкой передач, в механизмах поворота, в коробках передач, в приводах к валам отбора мощности и т.д. Наиболее часто сцепление располагают между двигателем и коробкой передач.
В этом случае сцепление к тракторам предназначено для плавного трогания трактора с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предохранения трансмиссии от больших динамических нагрузок при изменениях режима работы трактора.
По способу передачи крутящего момента тракторные сцепления подразделяются на фрикционные, гидравлические и электромагнитные.
Во фрикционных сцеплениях для тракторов передача крутящего момента осуществляется посредством сил трения, возникающих между ведущим и ведомыми элементами.
В гидравлических сцеплениях передача крутящего момента происходит при динамическом напоре потока рабочей жидкости на ведомые элементы (гидродинамические муфты). Гидродинамические муфты применяются на ряде промышленных тракторов, так как уменьшают нагрузку в трансмиссии.
В электромагнитных тракторных сцеплениях передача крутящего момента осуществляется посредством взаимодействия магнитных полей ведущих и ведомых частей или применения магнитного порошка, замыкающего магнитный поток между элементами сцепления. Электромагнитные сцепления не получили распространения на современных тракторах в виду их низкой надежности и больших габаритных размеров.
В настоящее время на современных тракторах самое широкое распространение получили фрикционные сцепление (ФС), так как они по сравнению с другими типами сцеплений имеют меньшую стоимость и габариты при более высокой надёжности. Поэтому дальнейшая классификация дна только для Фрикционного Сцепления (ФС).
По направлению перемещения рабочих поверхностей ФС делятся осевые и радиальные.
По форме поверхности трения различают дисковые ФС и конусные (осевые), а также колодочные и ленточные (радиальное). В современных конструкциях тракторов применяют только дисковые фрикционные сцепления, как более надежные.
По числу дисков ФС могу быть одно, двух, и многодисковые.
По состоянию поверхностей трения фрикционные сцепления делят на «сухие» (работаю без смазки поверхностей трения, могут быть одно, двух, и многодисковые) и «мокрые» (работают в масляной ванне, могут быть одно, двух, и многодисковые).
По конструкции нажимного механизма различают постоянно замкнутые фрикционные сцепления, нормальное состояние которых без воздействия на органы управления трактористом замкнутое, и непостоянно замкнутые, состояние которых определяется трактористом и переход из разомкнутого состояния в замкнутое и наоборот, без воздействия тракториста невозможен.
По числу силовых потоков мощности, передающихся через детали, фрикционного сцепления классифицируются на однопоточные, когда весь поток мощности от двигателя передаётся в трансмиссию, и двухпоточные, когда один поток мощности от двигателя передаётся в трансмиссию, а другой на привод ВОМ.
Двухпоточные фрикционные тракторные сцепления в зависимости от числа фрикционных механизмов могут быть:
Одинарные – с одним фрикционным сцеплением для передачи мощности в трансмиссию (силовой поток к ВОМ передаётся от ведущих частей фрикционного сцепления или маховика двигателя)
Двойные – с двумя отдельными фрикционными сцеплениями в общем корпусе (одно главное фрикционное сцепление передаёт мощность от двигателя в трансмиссию, а второе фрикционное сцепление привода ВОМ)
Двойные фрикционные сцепления по способу управления делят на фрикционные сцепления с последовательным управлением – с одной педалью управления и полностью автономным управлением – две педали управления (каждое фрикционное сцепление управляется своей педалью)
Уход за сцеплениями |
В результате изнашивания фрикционных накладок толщина комплекта дисков сцепления уменьшается. При этом снижается и нажимное усилие пружин. В результате момент трения фрикционного тракторного сцепления так же уменьшается, что приводит к длительным пробуксовкам сцепления и более интенсивному изнашиванию фрикционных накладок. При небольшой величине износа фрикционных накладок пробуксовывание сцепления устраняют соответствующей регулировкой. Регулировка одинарных фрикционных автотракторных сцеплений сводится к установлению соответствующего зазора (3 - 4,5 мм) между выжимным подшипником и головками отжимных рычагов (или упорным кольцом) или лапками разрезной тарельчатой пружины. В современных конструкциях фрикционного сцепления осуществляется регулировка зазора в приводе управления. В двухдисковых фрикционных сцеплениях дополнительно регулируется зазор (2 - 3 мм) между регулируемыми упорами и средним ведущим диском. В двойных тракторных фрикционных сцеплениях с совмещенным управлением регулируют:
В двойных фрикционных сцеплениях с независимым управлением каждая муфта регулируется аналогично одинарной. Возможна пробуксовка и правильно отрегулированного фрикционного тракторного сцепления при случайном попадании масла на поверхность трения. В этом случае трущиеся поверхности дисков промывают керосином или бензином при выключенном тракторном фрикционном сцепление. |